Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ Усть-Мечетинская ООШ.pdf

1.5.2. Система мониторинга качества образования – система сбора,
обработки, анализа, хранения и распространения информации об
образовательной
системе
и ее
отдельных элементах,
которая
ориентирована на информационное обеспечение управления качеством
образования, позволяет судить о состоянии системы образования в
Учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность
прогнозирования ее развития.
1.5.3. Качество образования – комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям
и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах
которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе
степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
1.5.4. Оценка качества образования – процесс, в результате которого
определяется
степень
соответствия
измеряемых
образовательных
результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных
документах системе требований к качеству образования.
1.5.5. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных
процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
1.5.6. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с
помощью контрольных
измерительных
материалов
(традиционных
контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную
форму
и содержание
которых
соответствует
реализуемым
образовательным программам, ФГОС.
1.5.7. Внутренняя система оценки качества образования – целостная
система
диагностических
и
оценочных
процедур,
реализуемых
различными
субъектами
государственно-общественного
управления
школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке
качества образования, а также совокупность организационных структур и
нормативных
правовых
материалов,
обеспечивающих
управление
качеством образования.
1.5.8. Критерий – признак, на основании которого производится оценка,
классификация оцениваемого объекта.
1.6. Образовательная организация обеспечивает проведение необходимых
оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки
качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование
полученных результатов. Оценка качества образования осуществляется
посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки
качества образования:

мониторингом образовательных достижений обучающихся на
разных ступенях обучения;

анализом творческих достижений школьников;

данными внутришкольного контроля;

результатами аттестации педагогических и иных работников;

2


результатами социологических исследований;

системой медицинских исследований школьников
1.7. Объектами оценки качества образования являются:

учебные и внеучебные достижения обучающихся;

продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических
работников и администрации ОО;

образовательные программы и условия их реализации;

образовательная деятельность.
1.8. В качестве источников данных для внутренней оценки качества
образования используются:

образовательная статистика;

мониторинговые исследования;

социологические опросы;

отчеты работников образовательной организации.
1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников ОО, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических
работников, работающих по совместительству.
2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО
2.1.
Целью ВСОКО является получение объективной информации о
состоянии качества
образования
в
образовательном
учреждении,
тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основные задачи ВСОКО:
2.2.1. формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения
информации о состоянии качества образования в Учреждении.
2.2.2. аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной
системы образования;
2.2.3. оперативное
выявление
соответствия
качества
образования
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов
в рамках реализуемых образовательных программ по результатам
входного, промежуточного, итогового мониторинга;
2.2.4. выявление влияющих на качество образования факторов, принятие мер
по устранению отрицательных последствий;
2.2.5. построение рейтинговых внутришкольных показателей качества
образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учителям,
по учащимся внутри классов внутри каждой ступени).
2.2.6. использование полученных показателей для проектирования и
реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся;
2.2.7. формулирование основных стратегических направлений развития
образовательного процесса на основе анализа полученных данных;
2.2.8. реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и
коллегиальности при принятии стратегических решений в области
оценки качества образования;

3

2.2.9. определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к
заработной плате за высокое качество обучение и воспитания.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации
о качестве образования;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования,
их социальной и личностной значимости;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

инструментальности и технологичности используемых показателей с
учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг,
минимизации их количества;

учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся
при оценке результатов их обучения и воспитания;

сопоставимости
системы
показателей
с
муниципальными,
региональными, федеральными аналогами;

доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей образовательных услуг;

повышение
потенциала
внутренней
оценки,
самооценки,
самоанализа каждого педагога;

соблюдение морально-этических норм при проведении процедур
ВСОКО в ОО.
3. Организационная структура ВСОКО
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой,
экспертизой качества образования и интерпретацией полученных
результатов, включает в себя: администрацию образовательной организации,
педагогический совет, методический совет, методические объединения
учителей-предметников,
временные
структуры
(педагогический
консилиум, комиссии и др.).
3.2. Администрация образовательной организации:

формирует
блок
локальных
актов,
регулирующих
функционирование ВСОКО и приложений к ним, утверждает приказом
директора ОО и контролирует их исполнение;

разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные
на совершенствование системы оценки качества образования ОО, участвует в
этих мероприятиях;

обеспечивает на основе образовательной программы проведение в
ОО контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и
статистических исследований по вопросам качества образования;

организует систему мониторинга качества образования в ОО,
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о
состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества
образования на уровне ОО;

4


организует
изучение
информационных
запросов
основных
пользователей системы оценки качества образования;

обеспечивает условия для подготовки работников школы и
общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных
процедур;

обеспечивает предоставление информации о качестве образования
на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества
образования; формирует информационно – аналитические материалы по
результатам оценки качества образования (анализ работы школы за
учебный год, публичный доклад директора ОО);

принимает управленческие решения по развитию качества
образования на основе анализа результатов, полученных в процессе
реализации ВСОКО.
3.3. Методический совет школы и методические объединения учителейпредметников:

участвуют в разработке методики оценки качества образования;

участвуют в разработке системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития школы;

участвуют в разработке критериев оценки результативности
профессиональной деятельности педагогов школы;

содействуют проведению подготовки работников школы и
общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных
процедур;

проводят экспертизу организации, содержания и результатов
аттестации обучающихся
и формируют предложения по их
совершенствованию;

готовят
предложения
для
администрации
по
выработке
управленческих решений по результатам оценки качества образования на
уровне школы.
3.4. Педагогический совет школы:

содействует определению стратегических направлений развития
системы образования в ОО;

содействует реализации принципа общественного участия в
управлении образованием в ОО;

инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных
программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных
технологий;

принимает участие в формировании информационных запросов
основных пользователей системы оценки качества образования ОО;

принимает
участие
в
обсуждении
системы
показателей,
характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

принимает участие в экспертизе качества образовательных
результатов, условий организации учебного процесса в ОО;

участие в оценке качества и результативности труда работников
школы, распределении выплат стимулирующего характера работникам и

5

согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными
актами ОО;

содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

принимает
участие
в
обсуждении
системы
показателей,
характеризующих состояние и динамику развития системы образования в
ОО;

заслушивает информацию и отчеты педагогических работников,
доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих
со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего
поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни
обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ОО.
4. Реализация ВСОКО
4.1. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества
образования образовательного учреждения составляется план, где
определяются форма, направления, сроки и порядок проведения внутренней
системы оценки качества, ответственные и исполнители. План внутреннего
мониторинга рассматривается на заседании педагогического совета в начале
учебного года, утверждается приказом директора и обязателен для
исполнения всеми работниками образовательной организации.
4.2. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты
оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также
номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в
программе мониторинговых исследований ОО.
4.3.
Проведение мониторинга предполагает широкое использование
современных информационных технологий на всех этапах сбора,
обработки, хранения и использования информации.
4.4. Предметом ВСОКО являются:
4.4.1 качество образовательных результатов обучающихся (степень
соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов
освоения обучающимися образовательных программ государственному и
социальному стандартам);
4.4.2 качество организации образовательного процесса, включающей
условия организации образовательного процесса, в том числе
доступность образования, условия комфортности получения образования,
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса,
организация питания;
4.4.3 качество основных и дополнительных образовательных программ,
принятых и реализуемых в ОО, условия их реализации;
4.4.4 профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по
обеспечению требуемого качества результатов образования;

6

4.4.5 эффективность управления качеством образования и открытость
деятельности ОО;
4.4.6 состояние здоровья обучающихся.
4.5. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав
которых утверждается приказом директора образовательного учреждения.
В состав группы мониторинга могут входить:

заместители директора по учебно-воспитательной работе;

руководители методических объединений;

учителя-предметники;

классные руководители;

представители из числа родительской и ученической общественности.
4.6.
Реализация
мониторинга
предполагает
последовательность
следующих действий:

определение и обоснование объекта мониторинга;

сбор данных на основе согласованных и утверждённых на
методическом совете
методик, используемых для мониторинга
(тестирование, анкетирование, экспертиза и др.);

анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;

выявление влияющих на качество образования факторов, принятие мер
по устранению отрицательных последствий;

распространение результатов мониторинга среди пользователей
мониторинга;

использование полученных показателей для проектирования и
реализации вариативных образовательных маршрутов обучающихся;

формулирование основных стратегических направлений развития
образовательного процесса на основе анализа полученных данных.
4.7. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах,
диаграммах, отражаются
в
справочно-аналитических
материалах,
содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально
выполнимые рекомендации.
4.8. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях
педагогического совета, совещаниях при директоре.
4.9. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются
рекомендации, принимаются управленческие решения, издается приказ,
осуществляется планирование и прогнозирование развития образовательного
учреждения.
4.10. Результаты анализа данных ВСОКО являются документальной основой
для составления ежегодного отчета
образовательного учреждения о
результатах самообследования деятельности ОО и публикуются на сайте ОО.
5. Показатели ВСОКО
Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в
рамках информационной системы ВСОКО показателей определяется
набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный

7

анализ образовательной системы ОО. Совокупность показателей ВСОКО
обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку
результативности ее деятельности. Основными показателями ВСОКО
являются:
5.1. Процедура оценки качества образовательных результатов обучающихся.
Включает в себя:

государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов;

промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;

мониторинговые исследования качества знаний обучающихся;

участие и результативность в школьных, районных, областных и
других предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

мониторинговое
исследование
обучающихся
1-ых
классов
«Готовность к обучению в школе и адаптация»;

мониторинговое
исследование
обученности
и
адаптации
обучающихся 5-ых классов.
В качестве индивидуальных образовательных достижений могут быть:

образовательные достижения по отдельным предметам;

динамика образовательных достижений;

отношение к учебным предметам;

внеучебные
компетентности
(познавательные,
социальные,
информационные и т.д.);

удовлетворенность образованием;

степень участия в образовательном процессе (активность работы на
уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);

дальнейшее образование и карьера выпускника.
5.2. Процедура оценки профессиональной компетентности педагогов и
их деятельности по обеспечению требуемого качества образования:

новая система аттестации педагогических работников;

отношение педагога к инновационной работе;

отношение и готовность к повышению педагогического мастерства
(систематичность прохождения курсов, участие в работе методических
объединений и т.д.);

знание и использование современных педагогических методик и
технологий
(в
т.ч.
коммуникативных
и
информационнокоммуникативных);

образовательные
достижения
обучающихся
(качественная
успеваемость, отличники, победители олимпиад, конкурсов, смотров,
фестивалей и т.д.);

подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных
комиссий, жюри и т.д.;

участие в профессиональных конкурсах разного уровня;

личные достижения.
5.3. Процедура оценки качества организации образовательного процесса:

результаты лицензирования и государственной аккредитации;

8


эффективность механизмов самооценки и внешней оценки
деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;

программно-информационное обеспечение, наличие Интернета,
эффективность его использования в учебном процессе;

оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;

обеспеченность методической и учебной литературой;

оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение
безопасности (ТБ,
ОТ,
ППБ,
производственной
санитарии,
антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);

оценка состояния условий обучения нормативам и требованиям
СанПиН 2.4.2.2821-10;

диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5 классов в период
адаптации;

анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;

оценку открытости школы для родителей и общественных
организаций, анкетирование родителей.
5.4. Процедура оценки системы дополнительного образования:

степень соответствия программ дополнительного образования
нормативным требованиям;

реализация направленности программ дополнительного образования;

доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием;

количество
предоставляемых
школой
дополнительных
образовательных услуг и охват ими обучающихся;

заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных
образовательных услугах;

степень соответствия
количества и качества дополнительных
образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;

результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие
победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.);

применимость полученных знаний и умений на практике.
5.5. Процедура оценки комфортности обучения:

оценку соответствия службы охраны труда и обеспечения
безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной
безопасности, производственной
санитарии,
антитеррористической
защищенности) требованиям нормативных документов;

оценку состояния условий обучения требованиям СанПиН 2.4.2.282110 (к размещению школы, земельному участку, зданию, оборудованию
помещений,
воздушно-тепловому
режиму,
искусственному
и
естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму
общеобразовательного
процесса,
организации
медицинского
обслуживания, организации питания);

оценку морально-психологического климата.
5.6. Процедура оценки здоровья обучающихся:

наличие медицинского кабинета и его оснащенность;

9


регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических
профилактических мероприятий;

оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других
работников школы;

оценку
эффективности
оздоровительной
работы
(здоровье
сберегающие
программы,
режим
дня,
организация
отдыха
и
оздоровления детей в каникулярное время);

оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;

диагностика состояния здоровья обучающихся.
5.7. Процедура оценки организации питания:

определение категории
и количества детей, обеспечиваемых
бесплатных питанием;

изучение
порядка
определения
контингента
обучающихся,
нуждающихся в бесплатном питании;

количество учащихся, получающих горячее питание за счет
бюджетных средств и средств родителей;

наличие претензий к качеству и ассортименту питания;

соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10.
5.8. Процедура оценки качества материально-технического обеспечения
образовательного процесса:

наличие
и
достаточность
мультимедийной
техники,
её
соответствия современным требованиям;

программно-информационное обеспечение, наличие Интернета,
эффективность использования в учебном процессе;

оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;

обеспеченность методической и учебной литературой.
5.9. Процедура оценки качества финансово-экономической деятельности:

оценку своевременности, объективности и открытости введения
новой системы оплаты труда;

анализ штатного расписания;

анализ наполняемости классов;

анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и
продуктивности использования её расходной части;

оценку управленческих решений, принятых
по
финансовохозяйственной деятельности школы.

6. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
6.1.
Придание гласности и открытости результатам оценки качества
образования осуществляется путем предоставления информации:

основным потребителям результатов ВСОКО;

средствам массовой информации через публичный доклад
директора школы;

10


размещение аналитических материалов, результатов оценки
качества образования на официальном сайте образовательной организации.
6.2. Внутренняя система оценки качества образования предполагает
участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и
профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к
экспертам,
привлекаемым
к
оценке
качества
образования,
устанавливаются нормативными
документами,
регламентирующими
реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».