1.5.2. Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в Учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития. 1.5.3. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. 1.5.4. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. 1.5.5. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. 1.5.6. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам, ФГОС. 1.5.7. Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. 1.5.8. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. 1.6. Образовательная организация обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения; анализом творческих достижений школьников; данными внутришкольного контроля; результатами аттестации педагогических и иных работников; 2 результатами социологических исследований; системой медицинских исследований школьников 1.7. Объектами оценки качества образования являются: учебные и внеучебные достижения обучающихся; продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников и администрации ОО; образовательные программы и условия их реализации; образовательная деятельность. 1.8. В качестве источников данных для внутренней оценки качества образования используются: образовательная статистика; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников образовательной организации. 1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ОО, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Целью ВСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования в образовательном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. 2.2. Основные задачи ВСОКО: 2.2.1. формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в Учреждении. 2.2.2. аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования; 2.2.3. оперативное выявление соответствия качества образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в рамках реализуемых образовательных программ по результатам входного, промежуточного, итогового мониторинга; 2.2.4. выявление влияющих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий; 2.2.5. построение рейтинговых внутришкольных показателей качества образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учителям, по учащимся внутри классов внутри каждой ступени). 2.2.6. использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся; 2.2.7. формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных; 2.2.8. реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования; 3 2.2.9. определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества; учета индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей образовательных услуг; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; соблюдение морально-этических норм при проведении процедур ВСОКО в ОО. 3. Организационная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию образовательной организации, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.). 3.2. Администрация образовательной организации: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО и приложений к ним, утверждает приказом директора ОО и контролирует их исполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ОО, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ОО контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в ОО, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне ОО; 4 организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора ОО); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Методический совет школы и методические объединения учителейпредметников: участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.4. Педагогический совет школы: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОО; содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в ОО; инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования ОО; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в ОО; участие в оценке качества и результативности труда работников школы, распределении выплат стимулирующего характера работникам и 5 согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами ОО; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ОО; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ОО. 4. Реализация ВСОКО 4.1. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования образовательного учреждения составляется план, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения внутренней системы оценки качества, ответственные и исполнители. План внутреннего мониторинга рассматривается на заседании педагогического совета в начале учебного года, утверждается приказом директора и обязателен для исполнения всеми работниками образовательной организации. 4.2. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в программе мониторинговых исследований ОО. 4.3. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 4.4. Предметом ВСОКО являются: 4.4.1 качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам); 4.4.2 качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; 4.4.3 качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в ОО, условия их реализации; 4.4.4 профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; 6 4.4.5 эффективность управления качеством образования и открытость деятельности ОО; 4.4.6 состояние здоровья обучающихся. 4.5. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директора образовательного учреждения. В состав группы мониторинга могут входить: заместители директора по учебно-воспитательной работе; руководители методических объединений; учителя-предметники; классные руководители; представители из числа родительской и ученической общественности. 4.6. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: определение и обоснование объекта мониторинга; сбор данных на основе согласованных и утверждённых на методическом совете методик, используемых для мониторинга (тестирование, анкетирование, экспертиза и др.); анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; выявление влияющих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий; распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга; использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов обучающихся; формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных. 4.7. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 4.8. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре. 4.9. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издается приказ, осуществляется планирование и прогнозирование развития образовательного учреждения. 4.10. Результаты анализа данных ВСОКО являются документальной основой для составления ежегодного отчета образовательного учреждения о результатах самообследования деятельности ОО и публикуются на сайте ОО. 5. Показатели ВСОКО Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы ВСОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный 7 анализ образовательной системы ОО. Совокупность показателей ВСОКО обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. Основными показателями ВСОКО являются: 5.1. Процедура оценки качества образовательных результатов обучающихся. Включает в себя: государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов; промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; мониторинговые исследования качества знаний обучающихся; участие и результативность в школьных, районных, областных и других предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»; мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых классов. В качестве индивидуальных образовательных достижений могут быть: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений; отношение к учебным предметам; внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.); дальнейшее образование и карьера выпускника. 5.2. Процедура оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования: новая система аттестации педагогических работников; отношение педагога к инновационной работе; отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений и т.д.); знание и использование современных педагогических методик и технологий (в т.ч. коммуникативных и информационнокоммуникативных); образовательные достижения обучающихся (качественная успеваемость, отличники, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.); подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; участие в профессиональных конкурсах разного уровня; личные достижения. 5.3. Процедура оценки качества организации образовательного процесса: результаты лицензирования и государственной аккредитации; 8 эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе; оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; обеспеченность методической и учебной литературой; оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); оценка состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10; диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5 классов в период адаптации; анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 5.4. Процедура оценки системы дополнительного образования: степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; реализация направленности программ дополнительного образования; доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием; количество предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся; заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах; степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся; результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.); применимость полученных знаний и умений на практике. 5.5. Процедура оценки комфортности обучения: оценку соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов; оценку состояния условий обучения требованиям СанПиН 2.4.2.282110 (к размещению школы, земельному участку, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, искусственному и естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму общеобразовательного процесса, организации медицинского обслуживания, организации питания); оценку морально-психологического климата. 5.6. Процедура оценки здоровья обучающихся: наличие медицинского кабинета и его оснащенность; 9 регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы; оценку эффективности оздоровительной работы (здоровье сберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; диагностика состояния здоровья обучающихся. 5.7. Процедура оценки организации питания: определение категории и количества детей, обеспечиваемых бесплатных питанием; изучение порядка определения контингента обучающихся, нуждающихся в бесплатном питании; количество учащихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей; наличие претензий к качеству и ассортименту питания; соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10. 5.8. Процедура оценки качества материально-технического обеспечения образовательного процесса: наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям; программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе; оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; обеспеченность методической и учебной литературой. 5.9. Процедура оценки качества финансово-экономической деятельности: оценку своевременности, объективности и открытости введения новой системы оплаты труда; анализ штатного расписания; анализ наполняемости классов; анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и продуктивности использования её расходной части; оценку управленческих решений, принятых по финансовохозяйственной деятельности школы. 6. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 6.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: основным потребителям результатов ВСОКО; средствам массовой информации через публичный доклад директора школы; 10 размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации. 6.2. Внутренняя система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования. 11