Согласовано Методист МиРЦ Кашарского ОО: __________ Г.Ф.Спасская «______»___________2023г Утверждено Директор МБОУ Усть-Мечетинской ООШ: ____________ Е.И.Евсеенко «______»___________2023г План внеурочной деятельности МБОУ Усть-Мечетинской ООШ на 2023 – 2024 учебный год с. Усть-Мечетка 1 Пояснительная записка План внеурочной деятельности МБОУ Усть-Мечетинской ООШ обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности в 1-4, 5 - 9 классах. План внеурочной деятельности подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821–10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; -построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования — безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, 2 отличных от классно-урочных, она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, праздники, коллективно-творческие дела, олимпиады, интеллектуальные марафоны, фестивали, общественно-полезные практики, секции, спортивные соревнования, оздоровительные акции, занятия в учреждениях дополнительного образования и др. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов за период обучения (до 10 академических часов в неделю) и не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки. В МБОУ Усть-Мечетинской ООШ в 2023 – 2024 учебном году предполагается организовать внеурочную деятельность в 1-9 классах в объеме по 6 часов в неделю во второй половине дня в послеобеденное время. Для предотвращения переутомления, внеурочные занятия насыщены двигательной активностью, по возможности проводятся на свежем воздухе, соответствуют возрастным особенностям детей и отвечают их познавательным интересам. К организации внеурочной деятельности привлекаются учителя школы. Внеурочная деятельность в МБОУ Усть-Мечетинской ООШ решает следующие специфические задачи: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; - способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей. Программы внеурочной деятельности направлены: - на расширение содержания программ общего образования; - на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; - на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется по следующим направлениям развития личности: 3 1. Спортивно-оздоровительное 2. Духовно-нравственное 3. Социальное 4. Общеинтеллектуальное 5. Общекультурное. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется программой «Физическая культура» - 1-9 классы. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, дни здоровья. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. Основные задачи: -формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»; 4 -укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; -формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; -формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; -формирование основ российской гражданской идентичности; -пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; -формирование патриотизма и гражданской солидарности; -развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна обеспечить: - осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; - развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; - понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. В основу работы по данному направлению положена программа «Разговор о важном». По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты. 5 СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения; - формирование отношения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Здоровое питание», «Основы финансовой грамотности», «Школа безопасности», «Билет в будущее». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Основными задачами являются: - формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и основного общего образования. Данное направление реализуется программами «Занимательная математика», «Мой край родной», «Техническое творчество», «Мир профессий». 6 По итогам работы в данном направлении проводятся турниры, выставки. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: -формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; -становление активной жизненной позиции; -воспитание уважительного отношения к родителям, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам; старшим, -формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Данное направление реализуется программами: «Веселые нотки», «Народные танцы», «Театральная мастерская». По итогам работы в данном направлении выставки. проводятся концерты, конкурсы, План внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия групп проводятся на базе школы . Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023–2024 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся. 7 МБОУ Усть-Мечетинская ООШ План внеурочной деятельности в 1 классе на 2023-2024 учебный год Направление Название курса Предмет Кол-во часов «Физическая культура» физическая культура 1 Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное «Веселые нотки» литература, музыка 1 литературное 1 чтение, окружающий мир « Школа безопасности» основы 1 безопасности жизнедеятельности» окружающий мир 1 Общеинтеллектуальное «Здоровое питание» Духовно-нравственное (патриотическое) «Доноведение» «Разговор о важном» литературное чтение, окружающий мир ИТОГО: 1 6 План внеурочной деятельности во 2 классе на 2023-2024 учебный год Направление Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное Название курса Предмет Кол-во часов «Физическая культура» физическая культура 1 «Веселые нотки» литература, музыка 1 литературное 1 чтение, окружающий мир « Школа безопасности» основы 1 безопасности жизнедеятельности» окружающий мир 1 Общеинтеллектуальное «Здоровое питание» Духовно-нравственное (патриотическое) ИТОГО: «Доноведение» «Разговор о важном» литературное чтение, окружающий мир 1 6 8 План внеурочной деятельности в 3 классе на 2023-2024 учебный год Направление Название курса Предмет Кол-во часов «Физическая культура» физическая культура 1 Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное «Народные танцы» литература, музыка 1 литературное 1 чтение, окружающий мир « Школа безопасности» основы 1 безопасности жизнедеятельности» окружающий мир 1 Общеинтеллектуальное «Здоровое питание» Духовно-нравственное (патриотическое) «Доноведение» «Разговор о важном» литературное чтение, окружающий мир ИТОГО: 1 6 План внеурочной деятельности в 4 классе на 2023-2024 учебный год Направление Название курса Предмет Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное «Народные танцы» литература, музыка Духовно-нравственное (патриотическое) «Разговор о важном» Спортивнооздоровительное Кол-во часов «Физическая культура» физическая культура 1 1 литературное 1 чтение, окружающий мир « Школа безопасности» основы 1 безопасности жизнедеятельности» окружающий мир 1 Общеинтеллектуальное «Здоровое питание» ИТОГО: «Доноведение» литературное чтение, окружающий мир 1 6 9 План внеурочной деятельности в 5 классе на 2023-2024 учебный год Направление Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное Название курса Предмет, Кол-во направленность часов «Физическая культура» физическая культура 1 «Театральная мастерская» музыка, литература 1 «Здоровое питание» биология 1 «Мир профессий» профориентация 1 математика 1 история, литература 1 Общеинтеллектуальное «Занимательная математика» Духовно-нравственное (патриотическое) «Разговор о важном» ИТОГО: 6 План внеурочной деятельности в 6 классе на 2023-2024 учебный год Направление Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное Название курса Предмет, направленность «Физическая культура» физическая культура, Кол-во часов 1 «Театральная мастерская» музыка, литература 1 «Билет в будущее» профориентация 1 математика 1 «Мой край родной» география 1 «Разговор о важном» история, литература 1 Общеинтеллектуальное «Занимательная математика» Духовно-нравственное (патриотическое) ИТОГО: 6 10 План внеурочной деятельности в 7 классе на 2023-2024 учебный год Направление Название курса Предмет, направленность физическая культура, Кол-во часов 1 Спортивнооздоровительное «Физическая культура» Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное «Театральная мастерская» музыка, литература 1 «Билет в будущее» профориентация 1 математика 1 география 1 история, литература 1 Функциональная грамотность «Основы математической грамотности» Общеинтеллектуальное «Мой край родной» Духовно-нравственное (патриотическое) «Разговор о важном» ИТОГО: 6 План внеурочной деятельности в 8 классе на 2023-2024 учебный год Направление Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное Название курса Предмет, Кол-во направленность часов «Физическая культура» физическая культура 1 «Театральная мастерская» музыка, литература 1 Функциональная грамотность «Основы финансовой грамотности» «Билет в будущее» история, обществознание 1 профориентация 1 черчение 1 история, литература 1 Общеинтеллектуальное «Техническое творчество» Духовно-нравственное (патриотическое) ИТОГО: «Разговор о важном» 6 11 План внеурочной деятельности в 9 классе на 2023-2024 учебный год Направление Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Социальное Название курса Предмет, Кол-во направленность часов «Физическая культура» физическая культура 1 «Театральная мастерская» музыка, литература 1 Функциональная грамотность «Основы финансовой грамотности» «Билет в будущее» история, обществознание 1 профориентация 1 черчение 1 история, литература 1 Общеинтеллектуальное «Техническое творчество» Духовно-нравственное (патриотическое) ИТОГО: «Разговор о важном» 6 12