Согласовано
Методист МиРЦ Кашарского ОО:
__________ Г.Ф.Спасская
«______»___________2023г
Утверждено
Директор МБОУ
Усть-Мечетинской ООШ:
____________ Е.И.Евсеенко
«______»___________2023г
План
внеурочной деятельности
МБОУ Усть-Мечетинской ООШ
на 2023 – 2024 учебный год
с. Усть-Мечетка
1
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности МБОУ Усть-Мечетинской ООШ обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки
обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и
форм внеурочной деятельности в 1-4, 5 - 9 классах.
План внеурочной деятельности подготовлен с учетом требований Федерального
государственных образовательных стандартов начального и основного общего
образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин
2.4.2.2821–10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает
социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки
обучающихся.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного
процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности
образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а
также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и
сохранения их здоровья.
Основные принципы плана:
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
-построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования — безоценочный, при
этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо
от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и
развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной
педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и
обучающегося происходит становление личности ребенка.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития
творческого потенциала обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.
Внеурочная
деятельность
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность осуществляется в формах,
2
отличных от классно-урочных, она направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких,
как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии,
кружки, праздники, коллективно-творческие дела, олимпиады, интеллектуальные
марафоны, фестивали, общественно-полезные практики, секции, спортивные
соревнования, оздоровительные акции, занятия в учреждениях дополнительного
образования и др.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов за
период обучения (до 10 академических часов в неделю) и не включается в расчёт
допустимой (максимальной) обязательной нагрузки.
В МБОУ Усть-Мечетинской ООШ в 2023 – 2024 учебном году предполагается
организовать внеурочную деятельность в 1-9 классах в объеме по 6 часов в неделю
во второй половине дня в послеобеденное время. Для предотвращения
переутомления, внеурочные занятия насыщены двигательной активностью, по
возможности проводятся на свежем воздухе, соответствуют
возрастным
особенностям детей и отвечают их познавательным интересам.
К организации внеурочной деятельности привлекаются учителя школы.
Внеурочная деятельность в МБОУ Усть-Мечетинской ООШ решает следующие
специфические задачи:
- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного
образования и более успешного освоения его содержания;
- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в
личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых
формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего
поколения;
- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам
деятельности, на развитие своих способностей.
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется по
следующим направлениям развития личности:
3
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно-нравственное
3. Социальное
4. Общеинтеллектуальное
5. Общекультурное.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся
на ступени начального общего образования как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
ребенка,
достижению
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление реализуется программой «Физическая культура» - 1-9 классы.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, дни
здоровья.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного
учреждения, семьи.
Основные задачи:
-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала
в
учебно-игровой,
предметно-продуктивной,
социально
ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных
норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
4
-укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать
согласно своей совести;
-формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определенного
поведения,
обусловленного
принятыми
в
обществе
представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у
младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения,
жизненного оптимизма;
-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности
школьника
формулировать
собственные
нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим
поступкам;
-принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
-формирование основ российской гражданской идентичности;
-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна
обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей;
- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека.
В основу работы по данному направлению положена программа «Разговор о
важном».
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие
дела, конкурсы, создаются проекты.
5
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних
резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального
опыта на уровне основного общего образования, в формировании социальных,
коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для
эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и
оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшему поколению.
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Здоровое
питание», «Основы финансовой грамотности», «Школа безопасности», «Билет в
будущее».
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на
ступени начального общего образования и основного общего образования.
Данное направление реализуется программами «Занимательная математика», «Мой
край родной», «Техническое творчество», «Мир профессий».
6
По итогам работы в данном направлении проводятся турниры, выставки.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию
ценностных
ориентаций,
развитие
обшей
культуры,
знакомство
с
общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями
отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального
народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
-формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
-становление активной жизненной позиции;
-воспитание
уважительного
отношения
к
родителям,
доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;
старшим,
-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие
стремления к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.
Данное направление реализуется программами: «Веселые нотки», «Народные
танцы», «Театральная мастерская».
По итогам работы в данном направлении
выставки.
проводятся концерты, конкурсы,
План внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе
внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие
способности и интересы.
Занятия групп проводятся на базе школы .
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023–2024 учебный год создаёт
условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности
обучающихся.
7
МБОУ Усть-Мечетинская ООШ
План внеурочной деятельности в 1 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Название курса
Предмет
Кол-во
часов
«Физическая культура» физическая культура 1
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
«Веселые нотки»
литература, музыка
1
литературное
1
чтение,
окружающий мир
« Школа безопасности» основы
1
безопасности
жизнедеятельности»
окружающий мир
1
Общеинтеллектуальное «Здоровое питание»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
«Доноведение»
«Разговор о важном»
литературное
чтение,
окружающий мир
ИТОГО:
1
6
План внеурочной деятельности во 2 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
Название курса
Предмет
Кол-во
часов
«Физическая культура» физическая культура 1
«Веселые нотки»
литература, музыка
1
литературное
1
чтение,
окружающий мир
« Школа безопасности» основы
1
безопасности
жизнедеятельности»
окружающий мир
1
Общеинтеллектуальное «Здоровое питание»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
ИТОГО:
«Доноведение»
«Разговор о важном»
литературное
чтение,
окружающий мир
1
6
8
План внеурочной деятельности в 3 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Название курса
Предмет
Кол-во
часов
«Физическая культура» физическая культура 1
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
«Народные танцы»
литература, музыка
1
литературное
1
чтение,
окружающий мир
« Школа безопасности» основы
1
безопасности
жизнедеятельности»
окружающий мир
1
Общеинтеллектуальное «Здоровое питание»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
«Доноведение»
«Разговор о важном»
литературное
чтение,
окружающий мир
ИТОГО:
1
6
План внеурочной деятельности в 4 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Название курса
Предмет
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
«Народные танцы»
литература, музыка
Духовно-нравственное
(патриотическое)
«Разговор о важном»
Спортивнооздоровительное
Кол-во
часов
«Физическая культура» физическая культура 1
1
литературное
1
чтение,
окружающий мир
« Школа безопасности» основы
1
безопасности
жизнедеятельности»
окружающий мир
1
Общеинтеллектуальное «Здоровое питание»
ИТОГО:
«Доноведение»
литературное
чтение,
окружающий мир
1
6
9
План внеурочной деятельности в 5 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
Название курса
Предмет,
Кол-во
направленность
часов
«Физическая культура» физическая культура 1
«Театральная
мастерская»
музыка, литература
1
«Здоровое питание»
биология
1
«Мир профессий»
профориентация
1
математика
1
история, литература
1
Общеинтеллектуальное «Занимательная
математика»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
«Разговор о важном»
ИТОГО:
6
План внеурочной деятельности в 6 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
Название курса
Предмет,
направленность
«Физическая культура» физическая
культура,
Кол-во
часов
1
«Театральная
мастерская»
музыка, литература
1
«Билет в будущее»
профориентация
1
математика
1
«Мой край родной»
география
1
«Разговор о важном»
история, литература
1
Общеинтеллектуальное «Занимательная
математика»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
ИТОГО:
6
10
План внеурочной деятельности в 7 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Название курса
Предмет,
направленность
физическая
культура,
Кол-во
часов
1
Спортивнооздоровительное
«Физическая культура»
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
«Театральная
мастерская»
музыка, литература
1
«Билет в будущее»
профориентация
1
математика
1
география
1
история, литература
1
Функциональная
грамотность «Основы
математической
грамотности»
Общеинтеллектуальное «Мой край родной»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
«Разговор о важном»
ИТОГО:
6
План внеурочной деятельности в 8 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
Название курса
Предмет,
Кол-во
направленность
часов
«Физическая культура» физическая культура 1
«Театральная
мастерская»
музыка, литература
1
Функциональная
грамотность «Основы
финансовой
грамотности»
«Билет в будущее»
история,
обществознание
1
профориентация
1
черчение
1
история, литература
1
Общеинтеллектуальное «Техническое
творчество»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
ИТОГО:
«Разговор о важном»
6
11
План внеурочной деятельности в 9 классе на 2023-2024 учебный год
Направление
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)
Социальное
Название курса
Предмет,
Кол-во
направленность
часов
«Физическая культура» физическая культура 1
«Театральная
мастерская»
музыка, литература
1
Функциональная
грамотность «Основы
финансовой
грамотности»
«Билет в будущее»
история,
обществознание
1
профориентация
1
черчение
1
история, литература
1
Общеинтеллектуальное «Техническое
творчество»
Духовно-нравственное
(патриотическое)
ИТОГО:
«Разговор о важном»
6
12